В первую очередь, необходимо оценить последствия ДТП и выяснить, есть ли пострадавшие
Что делать, если попал в ДТП в 2021 году?
05.11.2021
Передача доли ООО в доверительное управление при наследовании – широко распространенная практика. В качестве учредителя такого договора выступает нотариус, ведущий наследственное дело
Что делать с ООО в случае смерти единственного учредителя?
06.12.2021
Показать всё

Попали в яму на дороге? Кто ответит и что делать

Вам должны возместить ущерб, если Вы наехали на повреждение (выбоина, просадка, пролом), размеры которого равны или больше, чем по ГОСТ

Всем водителям знакома ситуация, когда приходится в буквальном смысле маневрировать на дороге, объезжая ямы. Нередко и с нарушением ПДД. После зимы состояние отдельных участков дороги и вовсе плачевное. Ямочный ремонт является лишь временной мерой устранения дефектов на дороге, причем гарантийного срока на него нет. Зато есть ГОСТ, описывающий требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц. Так вот, существуют сроки устранения таких повреждений дорожного полотна, как выбоины, просадки и проломы. В зависимости от категории дороги, а также размера ямы, на устранение дефекта отводится от 1 до 20 суток. А в определенных случаях на опасном участке дороги должны быть установлены соответствующие дорожные знаки или даже ограждение. Что эта информация дает автомобилистам? Все просто: за повреждение машины ответит страховая компания или дорожники. Но, как и везде, в делах о таких ДТП есть масса нюансов. Рассказываем обо всем по порядку.

С кем судиться и есть ли смысл?

В ряде ситуаций избежать наезда на препятствие практически невозможно. Многие автомобилисты, проколов колесо на дороге, оплачивают ремонт из своего кармана. Кто-то не знает о своих правах, полагая, что сами являются виновниками ДТП, а кто-то просто не видит перспективы в спорах с чиновниками. А ведь к последствиям попадания машины в яму относится не только пробитое колесо, но и поврежденный колесный диск, рычаг подвески, шаровая опора и кузов. Не в самых дорогих иномарках восстановительный ремонт с учетом новых запчастей может обойтись владельцу в сотни тысяч. Знание правил оформления аварии и предъявления претензии позволит Вам компенсировать ущерб и самому не оказаться виновным.

По смыслу закона собственник транспортного средства, чьи права нарушены, имеет право на восстановление или компенсацию ущерба. Ответственность за вред, причиненный машине в результате ДТП при наезде на яму при ненадлежащем содержании дорожного полотна, несет организация, которая приняла на себя обязательства по обслуживанию дороги. Случай с наездом на препятствие является страховым, следовательно, ущерб должен покрываться полисом КАСКО. Если автомобиль застрахован по КАСКО, то страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию, а затем взыскивает ущерб с ответственного (за содержание участка дороги, железнодорожного переезда, канализационного люка и т.п.) лица в форме суброгации.  Последний момент пострадавшего уже не интересует.

Если объяснять проще, то предъявлять претензию пострадавшему следует:

полис КАСКО есть к страховой компании;

полиса КАСКО нет – к дорожным службам либо иному лицу, например, мэрии, ДГХ города, управляющей компании или ТСЖ, если на участке их зона ответственности.

В большинстве случаев разрешить спор удается в досудебном порядке или же в суде первой инстанции. Хотя известны случаи, когда водители, не согласные с решениями районных и областных судов, доходили до Верховного Суда (далее – ВС) Российской Федерации. Позиция ВС однозначна: обязанность властей следить за состоянием дорожного полотна стоит в приоритете. При несоблюдении этого требования перекладывать вину на водителя не имеют право ни чиновники, ни суды. Если в материалах дела нет доказательств того, что повреждение автомобиля произошло не по вине организации, ответственной за участок дороги в месте ДТП, равно как нет доказательств вины водителя, спор не может быть признан разрешенным, а состоявшиеся по делу судебные постановления – законными и обоснованными. Такая позиция ВС отражена в определениях от 08.11.2011 года № 48-В11-18, № 71-В11-7 (БВС РФ № 2 за 2012 год).

Какие бывают ямы и что считать ДТП

В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дано определение ДТП:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Если механические повреждения автомобиль, двигавшийся по дороге, получил в результате наезда на яму, то такой случай является ДТП.

Не во всех случаях, даже если окажется, что ям больше, чем дорожного полотна, виноваты дорожники. В ГОСТ Р 50597-2017 приводится таблица, в которой указаны размеры дефектов покрытия, превышение которых должно быть устранено в определенные сроки.

Итак, Вам должны возместить ущерб, если Вы наехали на повреждение (выбоина, просадка, пролом), размеры которого равны или больше, чем по ГОСТ:

  • длина углубления в дороге – 15 см;
  • площадь ямы – 0,06 м;
  • глубина повреждения – 5 см.

Как оформить ДТП, если автомобиль попал в яму

Специализирующийся на ДТП адвокат Самойлов Алексей Сергеевич рекомендует оформлять данное происшествие строго с участием сотрудников ГИБДД, которые должны осмотреть и замерить яму, составить акт выявленных недостатков дорожного покрытия.

Самойлов А.С. напоминает, что согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, а предельно допустимые размеры ям на дорогах: 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017). Если в вашем случае хотя бы один размер превышает указанные параметры, то автовладелец вправе требовать возмещения убытков.

 В случае, если нет вреда здоровью людей, следует сразу же заняться сбором доказательств вины дорожных служб, — вызвать сотрудников ГИБДД, найти и записать свидетелей, сделать фото- и видеосъемку места аварии.

«В документах, составленных сотрудниками ГИБДД, перечисляются повреждения автомобиля, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия. В акте выявленных недостатков указываются размеры повреждения дорожного полотна (или, например, указать на выступающее основание колодца), в схеме ДТП необходимо зафиксировать отсутствие предупреждающих дорожных знаков на момент ДТП. Если яма превышает параметры ГОСТ, отсутствуют ограждение и знаки, сотрудники ГИБДД должны будут привлечь к административной ответственности должностных лиц, которые ответственны за содержание данного участка дороги. На этот факт впоследствии можно будет ссылать в суде в качестве дополнительного аргумента. Таким образом, от сотрудников ГИБДД Вам следует получить копию определения инспектора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этот документ потребуются Вам для получения компенсации за причиненный ущерб» — комментирует адвокат Самойлов А.С.

Доказать вину водителя и квалифицировать его действия как административное правонарушение на практике сложно – в большинстве случаев потребуется транспортно-трасологическая экспертиза, которая покажет, была ли у водителя возможность избежать аварии. Но даже в случае получения доказательства того, что водитель двигался по дороге без учета дорожной обстановки, можно добиваться в суде возмещения ущерба. Вероятнее всего, сумма к выплате будет судом просто снижена.

Пошаговый алгоритм действий водителя при ДТП:

  1. Привлеките свидетелей. Очевидцы с места событий помогут «воспроизвести картину», подтвердив факт соблюдения водителем ПДД, в том числе, скоростного режима.
  2. Проведите фото- и видеофиксацию места ДТП. Любое административное правонарушение характеризуется временем и местом. Собранные Вами материалы могут послужить доказательством Вашей невиновности. Постарайтесь снимать с разных ракурсов и с разного расстояния. Это поможет, во-первых, «привязать» ДТП к данному конкретному участку дороги, а во-вторых, дать информацию о длине тормозного пути в случае такой необходимости. Кроме того, отснятые кадры помогут сделать вывод о дорожной ситуации в целом. Например, если ямы были скрыты лужей после дождя или оказались под водой в результате неисправности канализации, то в случае отсутствия предупреждающих знаков водитель не мог заблаговременно их обнаружить и изменить маршрут следования.
  3. Вызовите сотрудников ГИБДД. Этот шаг очень важен. Ни в коем случае не покидайте место аварии до прибытия сотрудников автоинспекции. Даже если это простое повреждение, страховая компания потребует справку, чтобы выплатить возмещение по КАСКО. Нередки случаи, когда впоследствии обнаруживаются скрытые повреждения. Чтобы избежать разногласий со страховщиком, следует зафиксировать ДТП, вызвав сотрудников ГИБДД. Также следует знать, что полис КАСКО может не покрывать повреждения шин и дисков. В этом случае предъявлять претензию придется непосредственно виновнику. Подписывая документы, внимательно изучите формулировки. Если Вы распишетесь в превышении скорости, доказать невозможность избежать ДТП будет гораздо сложнее. Ведь если бы Вы ехали со скоростью, позволяющей вовремя обнаружить выбоину, представляющую опасность для движения, Вы смогли бы принять возможные меры к снижению скорости и перестроить маршрут следования.
  4. Определите виновника. Выясните, какая организация отвечает за данный участок дороги. Сделать это можно, позвонив по номеру местной Госавтоинспекции. Это может быть местное жилхозяйство или подрядчик, который принял на себя обязательства по ремонту и содержанию дорожного полотна на основании контракта, администрация. Ответственность за открытый или сломанный люк несет Водоканал. В ряде случаев ответчиков может быть несколько.
  5. Оцените сумму восстановительного ремонта. Для расчета ущерба потребуется независимая оценка автомобиля после ДТП. Обязательно пригласите на осмотр представителей ответственной организации. Это можно сделать, лично передав бумаги с подтверждением вручения или вызвать телеграммой. В ряде случаев ответчику предъявляется иск уже после проведенного ремонта. Если повреждения незначительные (проколотое колесо, деформированные диски), оценщика привлекать нецелесообразно. Доказательством получения автомобилем механических повреждений будет являться справка о ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД. 
  6. Требуйте возмещения ущерба в досудебном порядке. Подготовьте претензию и направьте ее той организации, в зоне ответственности которой на дороге произошла авария. Если ущерб небольшой, удается договориться мирным путем. Ответственность некоторых компаний застрахована, поэтому они могут решить вопрос через своего страховщика. В случае, если ответчик не реагирует на претензию, придется взыскивать ущерб в судебном порядке.
  7. Обращайтесь в суд. На данном этапе у Вас уже должны быть подготовлены все необходимые документы (смотрите пункты 1-6). Они будут являться доказательством в суде. Теперь следует подготовить исковое заявление. Чтобы составить иск грамотно, со ссылкой на обстоятельства и нормы закона, не лишним будет обратиться за юридической помощью к автоюристам. Заручившись поддержкой профессионалов, Вы увеличите свои шансы на успешное решение дела.

Яма на дороге – обычное дело. Пробил или повредил колесо, попал в открытый люк – с такими проблемами к нам за консультацией нередко обращаются водители, попавшие в ДТП. В несложных случаях с минимальным ущербом удается решить проблему достаточно быстро, и в досудебном порядке.  Значительные суммы на восстановительный ремонт поврежденного авто, как показала практика, приходится взыскивать с виновника через суд. К счастью, суды все чаще становятся на сторону автовладельцев. Не бойтесь отстаивать свои права. И хороших Вам дорог!


Заказать услугу

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами в ближайшее время


    Ваше имяВаш телефон