Всем водителям знакома ситуация, когда приходится в буквальном смысле маневрировать на дороге, объезжая ямы. Нередко и с нарушением ПДД. После зимы состояние отдельных участков дороги и вовсе плачевное. Ямочный ремонт является лишь временной мерой устранения дефектов на дороге, причем гарантийного срока на него нет. Зато есть ГОСТ, описывающий требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц. Так вот, существуют сроки устранения таких повреждений дорожного полотна, как выбоины, просадки и проломы. В зависимости от категории дороги, а также размера ямы, на устранение дефекта отводится от 1 до 20 суток. А в определенных случаях на опасном участке дороги должны быть установлены соответствующие дорожные знаки или даже ограждение. Что эта информация дает автомобилистам? Все просто: за повреждение машины ответит страховая компания или дорожники. Но, как и везде, в делах о таких ДТП есть масса нюансов. Рассказываем обо всем по порядку.
В ряде ситуаций избежать наезда на препятствие практически невозможно. Многие автомобилисты, проколов колесо на дороге, оплачивают ремонт из своего кармана. Кто-то не знает о своих правах, полагая, что сами являются виновниками ДТП, а кто-то просто не видит перспективы в спорах с чиновниками. А ведь к последствиям попадания машины в яму относится не только пробитое колесо, но и поврежденный колесный диск, рычаг подвески, шаровая опора и кузов. Не в самых дорогих иномарках восстановительный ремонт с учетом новых запчастей может обойтись владельцу в сотни тысяч. Знание правил оформления аварии и предъявления претензии позволит Вам компенсировать ущерб и самому не оказаться виновным.
По смыслу закона собственник транспортного средства, чьи права нарушены, имеет право на восстановление или компенсацию ущерба. Ответственность за вред, причиненный машине в результате ДТП при наезде на яму при ненадлежащем содержании дорожного полотна, несет организация, которая приняла на себя обязательства по обслуживанию дороги. Случай с наездом на препятствие является страховым, следовательно, ущерб должен покрываться полисом КАСКО. Если автомобиль застрахован по КАСКО, то страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию, а затем взыскивает ущерб с ответственного (за содержание участка дороги, железнодорожного переезда, канализационного люка и т.п.) лица в форме суброгации. Последний момент пострадавшего уже не интересует.
Если объяснять проще, то предъявлять претензию пострадавшему следует:
— полис КАСКО есть – к страховой компании;
— полиса КАСКО нет – к дорожным службам либо иному лицу, например, мэрии, ДГХ города, управляющей компании или ТСЖ, если на участке их зона ответственности.
В большинстве случаев разрешить спор удается в досудебном порядке или же в суде первой инстанции. Хотя известны случаи, когда водители, не согласные с решениями районных и областных судов, доходили до Верховного Суда (далее – ВС) Российской Федерации. Позиция ВС однозначна: обязанность властей следить за состоянием дорожного полотна стоит в приоритете. При несоблюдении этого требования перекладывать вину на водителя не имеют право ни чиновники, ни суды. Если в материалах дела нет доказательств того, что повреждение автомобиля произошло не по вине организации, ответственной за участок дороги в месте ДТП, равно как нет доказательств вины водителя, спор не может быть признан разрешенным, а состоявшиеся по делу судебные постановления – законными и обоснованными. Такая позиция ВС отражена в определениях от 08.11.2011 года № 48-В11-18, № 71-В11-7 (БВС РФ № 2 за 2012 год).
В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дано определение ДТП:
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Если механические повреждения автомобиль, двигавшийся по дороге, получил в результате наезда на яму, то такой случай является ДТП.
Не во всех случаях, даже если окажется, что ям больше, чем дорожного полотна, виноваты дорожники. В ГОСТ Р 50597-2017 приводится таблица, в которой указаны размеры дефектов покрытия, превышение которых должно быть устранено в определенные сроки.
Итак, Вам должны возместить ущерб, если Вы наехали на повреждение (выбоина, просадка, пролом), размеры которого равны или больше, чем по ГОСТ:
Специализирующийся на ДТП адвокат Самойлов Алексей Сергеевич рекомендует оформлять данное происшествие строго с участием сотрудников ГИБДД, которые должны осмотреть и замерить яму, составить акт выявленных недостатков дорожного покрытия.
Самойлов А.С. напоминает, что согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, а предельно допустимые размеры ям на дорогах: 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017). Если в вашем случае хотя бы один размер превышает указанные параметры, то автовладелец вправе требовать возмещения убытков.
В случае, если нет вреда здоровью людей, следует сразу же заняться сбором доказательств вины дорожных служб, — вызвать сотрудников ГИБДД, найти и записать свидетелей, сделать фото- и видеосъемку места аварии.
«В документах, составленных сотрудниками ГИБДД, перечисляются повреждения автомобиля, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия. В акте выявленных недостатков указываются размеры повреждения дорожного полотна (или, например, указать на выступающее основание колодца), в схеме ДТП необходимо зафиксировать отсутствие предупреждающих дорожных знаков на момент ДТП. Если яма превышает параметры ГОСТ, отсутствуют ограждение и знаки, сотрудники ГИБДД должны будут привлечь к административной ответственности должностных лиц, которые ответственны за содержание данного участка дороги. На этот факт впоследствии можно будет ссылать в суде в качестве дополнительного аргумента. Таким образом, от сотрудников ГИБДД Вам следует получить копию определения инспектора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этот документ потребуются Вам для получения компенсации за причиненный ущерб» — комментирует адвокат Самойлов А.С.
Доказать вину водителя и квалифицировать его действия как административное правонарушение на практике сложно – в большинстве случаев потребуется транспортно-трасологическая экспертиза, которая покажет, была ли у водителя возможность избежать аварии. Но даже в случае получения доказательства того, что водитель двигался по дороге без учета дорожной обстановки, можно добиваться в суде возмещения ущерба. Вероятнее всего, сумма к выплате будет судом просто снижена.
Яма на дороге – обычное дело. Пробил или повредил колесо, попал в открытый люк – с такими проблемами к нам за консультацией нередко обращаются водители, попавшие в ДТП. В несложных случаях с минимальным ущербом удается решить проблему достаточно быстро, и в досудебном порядке. Значительные суммы на восстановительный ремонт поврежденного авто, как показала практика, приходится взыскивать с виновника через суд. К счастью, суды все чаще становятся на сторону автовладельцев. Не бойтесь отстаивать свои права. И хороших Вам дорог!
Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами в ближайшее время