Получайте документы онлайн в электронном формате


Правоотношения в области использования товарных знаков регламентируются главой 4 ГК РФ. Товарный знак – это обозначения (или комбинации обозначений), позволяющие отличать товары и услуги, принадлежащие разным правообладателям. Понятие товарный знак включает непосредственно сам товарный знак, а также знак обслуживания. Товарные знаки используются, например, в рекламных материалах, ими маркируются товары. Они также размещаются на оборудовании и инвентаре, которое может использоваться для выполнения работ или оказания услуг – в данном случае говорят о знаках обслуживания. Установленные законодательством правила о товарных знаках применяются, соответственно, и к знакам обслуживания.

Зачем нужна независимая оценка товарного знака?

Товарный знак, наряду с репутацией, внутрифирменной культурой, опытом и квалификацией персонала, является одним из основных ресурсов фирмы. Именно эти ценности компании в условиях жесткой конкуренции способны приносить стабильный доход в долгосрочном периоде. Оценка позволяет не только определить ценность товарного знака для собственника фирмы, но и обосновать его рыночную цену, а также уровень востребованности на рынке. Особенно остро проблема определения стоимости товарного знака встает для страховых компаний, инновационных банков и инвестиционных фондов. Обоснованная оценка важна для использования товарного знака в качестве залога, поскольку позволяет снизить риск кредитования и, соответственно, получить доступ к кредитным ресурсам. Кроме того, без стоимостной оценки исключительных прав на товарный знак становится затруднительной разработка надежной правовой защиты данного нематериального актива. Все это свидетельствует о важности применения оценки стоимости товарного знака как одного из инструментов, обеспечивающих активное вовлечение в хозяйственный оборот продуктов интеллектуального труда.

Оценка товарного знака – это определение стоимости данного нематериального актива в целях его эффективного использования.

Таким образом, оценочные мероприятия направлены на установление ценности объекта как товара в условиях рыночной конкуренции. Определяется рыночная стоимость товарного знака как наиболее вероятная цена, по которой собственность могла бы быть реализована в результате коммерческой сделки. Кроме того, может также быть определена инвестиционная, ликвидационная стоимость и стоимость замещения (затраты замещения, так как новые ФСО вступают с 7 ноября (Приказ Минэкономразвития России от 14.04.2022 N 200).

Является ли обязательной оценка товарного знака?

Одной из распространенных услуг является оценка товарного знака при заключении сделок по купле-продаже бренда. Оформляются такие сделки в форме отчуждения нематериального актива со сменой правообладателя. Договор регистрируется в «Роспатенте». Но прежде, чем продать актив, нужно определить его стоимость. Обоснованием цены, указанной в договоре, может являться независимая оценка товарного знака.

Необходимо учесть, что договор может быть признан недействительным в случае, если будут доказательства введения покупателя в заблуждение, касающееся товарного знака. Например, если в результате выездной налоговой проверки будет установлено, что стоимость товарного знака, указанная в договоре отчуждения, ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком, ФНС может вынести решение о привлечении организации к ответственности. Есть накопленная судебная практика по признанию подобных сделок недействительными с начислением недоимки по налогу на прибыль, пени и штрафов.

Оценка исключительных прав на товарный знак важна как для продавца, так и для потенциального правообладателя. Оценка при купле-продаже может быть проведена на добровольной основе.

В ряде случаев (например, при внесении актива стоимостью более 20 000 рублей в уставный капитал, при взятии кредита под залог, привлечении инвестиций) оценка товарного знака является обязательной. Кроме того, при постановке нематериального актива на баланс для расчета рыночной его стоимости привлечение независимого оценщика является обязательным условием.

Как оценить товарный знак?

Рыночная оценка стоимости товарного знака проводится в соответствии с ФСО 11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности».  После утверждения федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)» стоимость товарного знака будет определяться в соответствии с новым ФСО.

Первым этапом оценки является анализ рынка. Оценщик собирает информацию об аналогичных объектах, сделках с ними, текущем состоянии, перспективах и тенденциях в данной отрасли. Кроме того, проводится финансовый анализ бизнеса с целью рассчитать долю в общей выручке от продуктов, маркированных товарным знаком. В дополнение к этому оценщику необходимо провести анализ рисков, связанных с использованием товарного знака.

К оценке интеллектуальной собственности могут быть применимы три подхода – сравнительный, затратный и доходный. Предпочтения в выборе того или иного подхода будут зависеть главным образом от количества достоверной и доступной информации об объекте, а также целей оценки. Например, отсутствие данных о ценах на аналогичные товарные знаки ограничивает применение сравнительного подхода. Информация о результатах проведенных сделок с объектами интеллектуальной собственности, как правило, бывает закрытой. На практике чаще всего для оценки применяют методы доходного подхода: метод дисконтированных будущих прибылей, метод освобождения от роялти и метод преимущества в прибылях.

Итоговая стоимость согласовывается с заказчиком и отражается в отчете об оценке. Отчет об оценке представляет собой документ, оформленный в соответствии со стандартами оценочной деятельности. Отчет подписывается оценщиком и руководителем оценочной организации. В суде документ имеет доказательственное значение.

Стоимость услуг по оценке товарного знака зависит от целей оценки. ОК «Канцлер» проводит оценку с учетом специфики конкретного бизнеса и стоящих задач. Мы всегда готовы оказать Вам поддержку, обращайтесь! Накопленный опыт в данной сфере и репутация компании позволили нам установить партнерские отношения со многими крупными российскими предприятиями.

Что влияет на стоимость товарного знака?

На стоимость товарного знака влияют многие факторы. Основными можно считать следующие:

  • Узнаваемость бренда;
  • Конкурентоспособность;
  • Лояльность потребителей;
  • Ситуация на рынке;
  • Репутация компании;
  • Объем продаж продукции, выпускаемой под данным брендом;
  • Особенности деятельности компании (возможность извлекать коммерческую выгоду).

Кроме данных параметров при расчете стоимости товарного знака важно учитывать объем затрат на его создание и регистрацию, а также маркетинговые вложения на популяризацию бренда.

Стоимость бренда больше, чем стоимость товарного знака. Но исходя из аналитики по самым известным международным брендам можно представить себе масштабы и значимость товарного знака для бизнеса. Стоимость таких брендов как Google, Apple или Microsoft измеряется в квадриллионах рублей (единицах с 15 нулями).

Оценка лицензии (права использования), ставки роялти

Передача прав на использование товарного знака оформляется в виде лицензионного договора. В данной сделке участвуют две стороны: лицензиар (владелец нематериального актива) и лицензиат (лицо, которому передаются права на использование товарного знака).

Оценка стоимости товарного знака при заключении лицензионного договора не является обязательной. Обращение в оценочную компанию целесообразно для определения размера платежей, которые зависят от стоимости нематериальных активов. Вознаграждение по лицензионному договору выплачивается в виде:

  • фиксированного разового платежа;
  • периодических платежей;
  • процентов от полученной выручки (дохода).

Второй частой причиной обращения в оценочную компанию является заключение лицензионных соглашений между взаимозависимыми лицами. Вероятность налоговой проверки аффилированных компаний достаточно высока. Оценка ставки роялти помогает обосновать размер лицензионного вознаграждения для аффилированного лица или налоговой инспекции. Вы можете заказать в «ОК Канцлер» отчет об оценке и заключение эксперта.

Документы, необходимые для оценки товарного знака

  1. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания);
  2. Бухгалтерская отчетность за 3-4 года (форма № 1,2);
  3. Финансовая отчетность предприятия;
  4. Сведения об обременениях на использование ТЗ;
  5. Затраты на разработку, внедрение и охрану прав использования ТЗ.

Данный перечень документов носит ориентировочный характер и может быть сокращен или расширен в зависимости от стоящих перед оценщиком задач.


Поиск


Подготовка отчёта

От 10 дней

Стоимость

От 30 000 ₽

Когда необходимо определить стоимость товарного знака?


  1. Внесение товарного знака в качестве вклада в уставный капитал;
  2. Купля-продажа прав на товарный знак;
  3. Реорганизация, ликвидация или банкротство предприятия;
  4. Использование товарного знака в качестве залога при кредитовании;
  5. Определение ущерба или размера компенсации при незаконном использовании товарного знака;
  6. Оптимизация соотношения активов;
  7. Регулирование объема амортизационных отчислений.
>20

закрытых проектов по разделу «Оценка товарного знака
»

Станем частью и Вашего успеха!

Почему оценку стоимости активов доверяют нам?

Оценка товарного знака
от профессионалов, посудите сами:

Мы оказываем услуги в сфере Профессиональной оценки и экспертизы с 2003 года.
У нас большой опыт

Мы имеем нужные для нашей работы сертификаты и свидетельства, а также внесены в реестры аккредитованных оценщиков


Своевременное предоставление результатов работы, отчётов, необходимых делопроизводству

В любом судебном процессе расходы на проведение экспертной оценки компенсируются проигравшей стороной


Мы любим и уважаем своих клиентов, поэтому создаём оптимальные условия за счёт индивидуального подхода к каждому клиенту

Бесплатная консультация по услуге "Оценка исключительных прав на товарный знак"

Пока никто не задал вопрос по теме Оценка товарного знака

Заказать услугу

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами в ближайшее время


    Ваше имяВаш телефон