Подвижной состав, являющийся имуществом железнодорожного (ж/д) транспорта, нередко выступает предметом сделок купли-продажи, аренды, залога или лизинга. На сегодняшний день транспортная инфраструктура отличается высокой степенью износа основных фондов. Одной из актуальных задач является оценка экономической эффективности реализации различных проектов, связанных с модернизацией материально-технической базы, главным образом, подвижного состава. Для решения вопроса об инвестиционной привлекательности таких проектов необходима комплексная оценка железнодорожного транспорта.

Имущество железнодорожного транспорта подразделяется на движимое и недвижимое. Оценка недвижимого имущества железнодорожного транспорта включает оценку земель федерального значения и связанных с ними объектов. К последним относятся:

  • железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода, защитные и укрепительные насаждения);
  • земляное полотно;
  • здания, строения, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации железнодорожных путей;
  • предприятия производственно-технологического комплекса транспорта;
  • заводы, предприятия, учреждения социальной сферы.

Каждый из объектов оценки имеет определенную специфику. Например, оценка путей железнодорожного транспорта будет включать диагностику состояния железнодорожного пути и его элементов. Потребуется визуальный осмотр всех элементов, проведение необходимых измерений и сравнение показаний с эталонными нормами.

Оценка движимого имущества железнодорожного транспорта включает в себя оценку подвижного состава, а также его частей и комплектующих (вагонные тележки, сцепные устройства и другие). По назначению и специализации локомотивной тяги подвижной состав делят на пассажирский, грузовой и специальный подвижной состав. Под оценкой подвижного состава может подразумеваться оценка тепловозов, электровозов, электропоездов, дрезины, дизель-поездов.

Основные фонды железнодорожного транспорта играют определяющую роль в процессе производства. Они характеризуют производственную мощь, определяют объем перевозок и погрузо-разгрузочных работ, уровень производительности труда. Высокая степень износа подвижного состава является одним из сдерживающих факторов развития железнодорожной деятельности. Своевременное его обновление и эффективное использование являются одной из важнейших задач на сегодняшний день. Изношенная или устаревшая техника не способствует снижению себестоимости перевозок, поскольку увеличивает статью эксплуатационных расходов.

Таким образом, значительное устаревание подвижного состава является особенностью данного вида транспорта, учитываемой при определении стоимости. По этой причине оценка вагонов, тепловозов, локомотивов или других объектов ж/д транспорта имеет свои особенности. В зависимости от целей оценки применяются различные методики расчета. Одним из часто применяемых показателей является остаточная стоимость – цена ж/д транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния и других определяющих факторов. То есть, остаточная стоимость определяет разницу между первоначальной ценностью объекта и величиной амортизации. Определение остаточной стоимости потребуется при заключении сделок купли-продажи, для целей залога, определении страховой суммы, налогооблагаемой базы и в других случаях. Оценка локомотивов может быть проведена и для целей утилизации в случае необходимости определения стоимости транспорта, эксплуатационный срок которого завершен (например, когда вагон должен быть списан или не подлежит восстановлению). В этом случае рассчитывается утилизационная стоимость.

Как проводится оценка объектов железнодорожного транспорта?

Оценка ж/д транспорта, будь то оценка вагонов или локомотивов, как и в случае с любым другим объектом, проводится по определенному алгоритму. Прежде, чем инициировать процедуру оценки, необходимо заключить договор на оказание оценочных услуг и собрать необходимый пакет документов.

После изучения документации оценщик выезжает к месту нахождения объекта оценки, фиксирует состояние имущества, проводит фотосъемку. На следующем этапе проводится анализ рынка, исследуются все возможные факторы, влияющие на стоимостную оценку. Так, оценка подвижного состава будет включать исследование фактического состояния объекта оценки (с учетом износа), учитывать остаточный срок эксплуатации, периодичность проведения текущих и капитальных ремонтов, оставшееся до проведения очередного ремонта время состояние колесных пар, и другие факторы.

Показать полностью

На заключительном этапе выводится итоговая стоимость объекта. Результаты исследования согласуются с заказчиком, готовится отчет об оценке.

Оценка железнодорожных локомотивов (тепловозов)

Стандартами предусмотрено три подхода к оценке рыночной стоимости тепловозов: сравнительный, затратный и доходный.

  • Сравнительный подход в наибольшей степени отражает оценку тепловозов рынком. Оценщиком выводится усредненная величина по скорректированным ценам аналогов (корректировка на торг, дату предложения, условия финансирования, техническое состояние и другие).
  • Затратный подход подразумевает в основе расчета оценку издержек на приобретение (изготовление) объекта с учетом его обесценивания за срок эксплуатации. Расчет проводится в два этапа: сначала рассчитывается полная восстановительная стоимость нового тепловоза, а затем – его обесценивание во время эксплуатации.
  • Доходный подход предполагает прогнозирование у собственника будущих доходов и расходов. Как правило, применение доходного подхода ограничено в силу привязки оценки к конкретному бизнесу.

В большинстве случаев при расчете рыночной стоимости тепловозов целесообразным и возможным является применение методов сравнительного (например, метод сравнения продаж/предложений) и затратного подходов (метод прямого сравнения с аналогом, метод расчета полной стоимости замещения по корреляционным моделям, индексные методы оценки).  

На стоимость локомотива влияют различные факторы, которые необходимо учесть при расчетах. Для установления количественных и качественных характеристик объекта оценщиком собирается информация из специальных источников, включая данные инвентарного учета, данные ремонтов и государственной регистрации. Далее выявляются ограничения и обременения на оцениваемый объект, проводится анализ рынка и факторов, влияющих на стоимость тепловоза, вносятся корректировки. Как правило, такой объект обладает низкой ликвидностью – срок его реализации может составлять до 7-12 месяцев. Все это отражается на итоговой стоимости объекта оценки.

Оценка железнодорожных вагонов для разных целей

Методика оценки пассажирских вагонов имеет свои особенности в зависимости от стоящих перед оценщиком задач. Стоимость услуг зависит от срочности, объема работы, сложности объекта и целей оценки. Рассмотрим наиболее популярные направления в оценке объектов данного сегмента.

  • Оценка для страхования

Возможны два случая, когда во взаимоотношениях со страховой компанией может потребоваться оценка вагонов: для заключения договора страхования и для расчета суммы ущерба при наступлении страхового случая. Ущерб может возникнуть, например, вследствие схода вагонов с рельс, повреждения тепловозов в результате чрезвычайных обстоятельств, удержания на территории другого государства. Заказчиками оценки подвижного состава могут выступать как страховщики, так и страхователи.

  • Оценка для залога

Электровозы и тепловозы приобретаются главным образом для замены аварийной и выходящей из строя техники. Когда обновление парка невозможно или откладывается на определенный срок, альтернативным вариантом выступает модернизация движимого имущества. Когда требуется привлечение заемных средств, гарантией возврата их заемщиком служит залог. Оценка – обязательная процедура при получении кредита с обеспечением. Методика определения залоговой стоимости подвижного, тягового и нетягового состава имеет свои особенности. ОК «Канцлер» аккредитована во многих банках. Специалисты компании знают требования кредитных организаций, что гарантирует одобрение заявки на выдачу средств под залог имущества.

  • Оценка для банкротства

Для целей реализации вагонов в процедуре банкротства необходимо определить рыночную стоимость объекта.

Специалисты ОК «Канцлер» проводят оценку железнодорожного транспорта для разных целей. Уточнить условия оказания услуги или задать вопросы Вы можете, воспользовавшись любой из представленных на сайте форм обратной связи.

Какие документы нужны для оценки?

В большинстве случаев потребуются следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности на железнодорожный транспорт;
  • документы, подтверждающие дату производства и начало эксплуатации объекта оценки;
  • технический паспорт;
  • документы о первоначальной и остаточной балансовой стоимости объекта оценки;
  • документы о норме амортизации;
  • технический паспорт колесных пар;
  • сведения об основных характеристиках объекта оценки;
  • сведения о текущих и капитальных ремонтах, модернизации, реконструкции;
  • сведения о плановом и фактическом сроке эксплуатации.

Оценка стоимости железнодорожного транспорта может потребоваться для самых разных целей. В зависимости от этого, список необходимых для подготовки отчета документов может быть расширен. Оценочная компания «Канцлер» более 15 лет оказывает услуги по проведению независимой оценки и экспертизы транспортных средств.

Скрыть текст


Поиск


Подготовка отчёта

От 1-го дня

Стоимость

От 3 000 ₽

Когда нужна оценка объектов ж/д транспорта:


  1. совершение сделок купли-продажи;
  2. внесение в уставной капитал предприятия;
  3. банкротстве предприятия и реализации имущества предприятия банкрота на торгах;
  4. передача подвижного состава в аренду;
  5. определение залоговой стоимости железнодорожного транспорта для целей кредитования;
  6. передача подвижного состава в лизинг;
  7. утилизация подвижного состава;
  8. оптимизация налогообложения;
  9. определение страховой стоимости при страховании.
>416


проведённых мероприятий по разделу «Оценка железнодорожного транспорта
»

Станем частью и Вашего успеха!

Почему оценку транспортных средств доверяют нам?

Оценка железнодорожного транспорта
от профессионалов, посудите сами:

Мы оказываем услуги в сфере Профессиональной оценки и экспертизы с 2003 года.
У нас большой опыт

Мы имеем нужные для нашей работы сертификаты и свидетельства, а также внесены в реестры аккредитованных оценщиков


Своевременное предоставление результатов работы, отчётов, необходимых делопроизводству

В любом судебном процессе расходы на проведение экспертной оценки компенсируются проигравшей стороной


Мы любим и уважаем своих клиентов, поэтому создаём оптимальные условия за счёт индивидуального подхода к каждому клиенту

Бесплатная консультация по услуге "Оценка железнодорожного транспорта
"

Пока никто не задал вопрос по теме Оценка железнодорожного транспорта

Заказать услугу

Оставьте заявку и наши консультанты свяжутся с Вами в ближайшее время


    Ваше имяВаш телефон